Оцените стартовые условия: по финансово-хозяйственной деятельности компании вы должны оценить на какой стадии находится компания и рынки: стартап, стадия роста, стадия зрелости, стадия спада. Применять одну и туже стратегию нельзя. В стадии стартапа и роста всегда идет наращивание производства и захват рынков, это сопровождается повышением предложения (повышение количества производимой продукции) на рынках и/или повышением цены в случае невозможности удовлетворить спрос. В стадии зрелости и спада надо максимально сильно делать упор на минимизацию издержек и иногда даже снижения производства/изменения сменности и т.п.
Рынки и продукты: отказываться от одного из рынков или продукции не стоит, лучше попробовать перераспределить их, но не забывайте, что у любого рынка существует точка насыщения.
Зарплата: повышение зарплаты - это крайний случай и только когда у вас проблемы с наймом сборщиков (квалифицированных рабочих), повышение на 50 копеек и более может привести к существенным убыткам компании (снизить зарплату невозможно и даже не стоит пытаться, т.к. вы получите только забастовки сборщиков). Но сперва надо понять почему они не нанялись, возможно у вас недостаток свободных площадей. Иногда дешевле обучить механиков, т.к. это будут единовременные расходы, чем повышать заработную плату.
Работа с агентами и дистрибьюторами: агентов и дистрибьюторов дешевле избыточно нанимать, чем платить им повышенные комиссионные и создавать, тем самым более благоприятные условия для работы, но не злоупотребляйте минимальными процентами, стремитесь понижать равномерно. Эффект от большого количества агентов/дистрибьюторов снижается, они начинают конкурировать между собой на одной территории. Ежеквартальные вознаграждения покрывают основные накладные расходы по продаже вашего товара, повышая их вы увеличиваете территорию работы агента и дистрибьютора, т.е. он приносят больше заказов. Для агента главным мотивирующим фактором являются комиссионные % (активные продажи), для дистрибьютора ежеквартальные вознаграждения (пассивные продажи, обслуживает заказы полученные от рекламы).
В форме принятия решения по данным ячейкам вы устанавливаете общее количество агентов и дистрибьюторов, которое вы хотите видеть на каждом рынке через квартал. В данном столбце категорически НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СТАВИТЬ ЗНАЧЕНИЕ «0», в противном случае вы уволите всех агентов и дистрибьюторов на рынке, и некому будет реализовывать вашу продукцию на данном рынке.
Сырье: СПОТ надо покупать ровно столько сколько вам необходимо для производства товаров в следующем квартале в противном случае материальные запасы будут занимать дополнительное место на складе, за которое вам необходимо будет платить. Покупка по фьючерсам через 3 и 6 месяцев иногда позволяет сэкономить в будущем, но увеличивает долговую нагрузку в следующем квартале, за счет кредиторской задолженности.
Свободные площади: нанимая сборщиков или покупая станки не забывайте расширять площадь цеха, лучше расширять на 10-15% больше необходимого из-за того, что есть риск не «угадать» в спрос и получить большие складские остатки. Так же не забывайте что у вас есть предел расширения цеха согласно таблицы №26 Справочника по принятию решений. Например в сценарии 15С1 можно увеличить цех максимум на 300 кв. м. из которых 75% — 225 кв. м. будут доступны для найма новых сборщиков, установки станков и складирования.
Временные лаги: покупка станков, расширение цеха, найм сборщиков, найм агентов и дистрибьюторов, закупка полуфабрикатов (аутсорсинг) имеют временной лаг в 1 квартал, т.е. вам неоходимо принять данные решения заблаговременно. Спланировать в следующем квартале и воспользоваться результатом через квартал. Например в сценарии 15С1 вы принимаете свои первые 75 решений на 2 квартал 2015 года и решаете расширить цех, нанять сборщиков, нанять агентов/дистрибьюторов, купить станки и т.п., то результатом данных решений вы сможете воспользоваться только в 3 квартале 2015 года, а для планирования производства на следующий квартал вы будете опираться на данные из прошедшего квартала.
Внедрение новых разработок: малые разработки «Minor» внедрять не надо, т.е. ставить «1» в форме принятия решений, если вы поставите, то все ваши складские остатки будут списаны по себестоимости, что нанесёт непоправимый ущерб. Внедрять «Major» надо, когда у вас небольшие остатки, менее 500 ед. продукции. «None» — это отсутствие разработок. Не забывайте что для получения большой разработки «Major» необходимо вложить определенную сумму, сумма заранее неизвестна. Обязательно просмотрите все доступные отчеты в истории компании (обычно их 5 шт) если вы ранее получали большие разработки «Major» и они не были внедрены - их можно внедрить, т.е. поставить «1» в последующих периодах принятия решений.
Сборщики: всегда следите за временем работы сборщиков, т.к. это ключевой фактор производства. Лучше довести время работы 1 сборщика в квартал от 390 до 420 часов, но не за счет снижения производства, а за счет найма. Опять же лучше нанимать на 5-10% больше чем требуется, т.к. есть риск найма меньшего количества из-за конкуренции на рынке труда.
Производство, сменность, полуфабрикаты на аутсорсинг: если у вас недостаточно машино-часов, то крайний случай - это повышение сменности, а оптимальный — это закупка полуфабрикатов по аутсорсингу или приобретение станков.
Дивиденды: максимальными выплатами является 10% в год и только тогда, когда компания получает прибыль из квартала в квартал, иначе это сильно ухудшит вашу ликвидность активов. Решение о выплате дивидендов при отрицательной или недостаточной нераспределенной прибыли будет ошибкой. При установке % по дивидендам важно понимать, что % высчитывается от акционерного капитала, а выплачивается из нераспределенной прибыли в начале квартала. В случае нехватки средств Вы не сможете выплатить обещанные дивиденды. Таким образом, ВЫ ОБМАНИТЕ ВАШИХ ИНВЕСТОРОВ, что приведет к снижению показателя «Инвестиционная привлекательность».
Эмиссия и выкуп акций: принять данное решение возможно, только когда цена за акцию больше 1 ерз. (рубля). Эмиссия со знаком «+», выкуп со знаком «-».
ВАЖНО! Форма принятия решений: в справочнике и форме используется валюта - ерз. - евразы, условная валюта Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 1 ерз. = 1 рублю. 1 рубль - 100 копеек. Например в истории компании 15С1 - начальная зарплата 12 ерз. т.е. 1200 копеек. Если хотите дополнительно нанять агентов/дистрибьюторов вы ставите большую цифру в соответствующих ячейках. По интернет-портам - ставить 0 нельзя (вы откажитесь от Интернет-рынка) - вы ставите нужное кол-во портов при котором значение количество незашедших посетителей стремится к 0.
Кликая на конкретные ячейки формы - можно перейти к конкретному разделу. Пример заполнения формы можно посмотреть здесь.
По каждому принимаемому решению сперва прочитайте в Справочнике, как и на что оно влияет.
А также необходимо подробно изучить раздел «Материалы» - «Быстрый старт» и FAQ (отчеты на частые вопросы).
Помните это лишь рекомендации и следование данным советам не залог победы в чемпионате. Не забывайте, что только вы ответственны за принимаемые командные решения.
Подпишитесь на рассылку, получайте интересные материалы, а также секреты и подсказки GMC