Автор: Дмитрий Любавин, чемпион Global Management Challenge Россия-2013, участник GMC с четырехлетним стажем
Коллеги, в данной теме я приглашаю вас вместе со мной поразмышлять о том, чем является современный GMC, что с собой принесли изменения в симулятор, и имеются ли у него «образовательный эффект». На эти размышления меня во многом натолкнули высказывания о новой версии симулятора Алексея Полякова — Гуру современного GMC, двукратного чемпиона мира, создателя многочисленных симуляторов бизнеса.
Дело в том, что в недавнем прошлом я работал преподавателем управленческих дисциплин в университете. Опыт преподавания насчитывает 10 лет. Уже в самом начале своей преподавательской карьеры я начал, сначала интуитивно, потом осмысленно осознавать ущербность традиционной системы обучения управлению на базе лекций, семинаров и т.п. Студенты откровенно скучали на занятиях, а если и пытались готовиться и обучаться, то все это, в основном, сводилось к тренировке памяти — зубрежке лекций и, иногда, к знакомству с монографиями (очень редко, поскольку проще «нагуглить» что-нибудь для выполнения задания в сети). Таким образом, основная часть энергии преподавателя, т.е. моей энергии тратилась на поддержание дисциплины, и уж никак не на творческий подход к обучению.
Постепенно я начал искать новые инструменты обучения, которые позволяли заинтересовать студентов учебным материалом, заставить их самих искать и воспроизводить новые знания. Я до сих пор стараюсь исповедовать принцип: нельзя кого-то научить чему-то, можно лишь создать условия, когда этот самый кто-то захочет научиться. Так вот, осознав это, я довольно скоро натолкнулся на подход к обучению на основе активных образовательных технологий. Это уже потом в высшую школу вошел компетентностный подход и все, что с ним связано. Я открывал для себя игровые методы обучения, подход к обучению менеджеров Владимира Тарасова, сам разрабатывал различные тренинги для своих студентов.
Как-то один из моих студентов — слушателей президентской программы подготовки управленческих кадров прислал мне ссылку на соревнование: Global Management Challenge. Мы заинтересовались им, создали четыре команды и с большим увлечением провели пять недель, пока проходило соревнование (демонстрационная версия для слушателей Президентской программы), совместно готовя решения, обсуждая его результаты и просто общаясь. Именно тогда я понял, что данный симулятор является отличным (и необычным) образовательным инструментом, который позволял выстраивать — модное нынче понятие — индивидуальную образовательную траекторию. Я всегда любил проводить параллели со сказками, сказочными персонажами и сюжетами в процессе преподавания. Поэтому и решил, что симулятор является своего рода клубочком из сказки, который позволит каждому найти свою дорогу к искомому знанию, достаточно лишь приложить небольшие усилия и потянуть за ниточку, а уж затем только успевай догонять.
Было интересно наблюдать за тем, как взрослые люди, занимавшие достаточно высокие управленческие должности и, соответственно, дефицит времени, приходили после работы ко мне в аудиторию и обсуждали различные стратегии, которые стоит предпринять, изучали Exсel, пытаясь постичь азы моделирования, вспоминали базовые знания по экономике и пытались найти наиболее подходящие инструменты прогнозирования в условиях неопределенности.
Да и мне самому симулятор дал очень многое в плане профессионального развития: на том этапе я гораздо лучше разобрался с Excel'ем, нашел у себя пробелы в микроэкономике, а также в эффективной организации командной работы. В общем, я увлекся симулятором, в итоге наша команда дошла до финала Global Management Challenge Россия, в котором выступила не очень убедительно, но впечатления остались очень приятные.
Постфактум могу сказать, что участие в соревновании изменило мою карьерную траекторию и из сферы образования я подался в бизнес.
Переход в бизнес позволил мне по-новому взглянуть на симулятор и найти в нем еще большое количество ранее незамеченных, но весьма интересных нюансов, которые требовали от меня новых знаний и умений. Точнее, именно бизнес требовал от меня этих знаний и умений, а симулятор позволил точнее определить, чего мне не хватает.
Я не буду перечислять все сферы знаний, которые мне пришлось «проинспектировать» на предмет востребованности для достижения результата в данном соревновании. Тут и микро- и макроэкономика, финансы, управленческий учет и прочая и прочая.
Кроме того, я осознал, что для достижения более-менее существенных успехов для работы в симуляторе не хватит моих собственных знаний, желания и энергии. Это осознание заставило меня искать людей, которые так же, как и я, желали достичь успеха в симуляторе, но обладали мы теми знаниями и умениями, востребованными моделью, которыми не обладал я сам (там мы с Олегом, собственно, и нашли друг друга (прим. Олегом Фоминым, капитаном команды «ПК-Азарт», в составе которой Олег и Дмитрий стали чемпионами России в 2013 году).
И действительно, Олег, с его навыками моделирования в Excel'е, с его умением использовать статистические методы анализа данных позволил и мне выйти на новый уровень понимания модели. Кроме того, Олег привнес в нашу команду новые инструменты он-лайн и офф-лайн общения и обмена данными. Достаточно сказать, что лично мы встретились только более чем через год после начала совместной работы, ведь разделяли нас тысячи километров, а решения порой нам приходилось принимать в короткие промежутки времени. И для того, чтобы эти решения были эффективными, нам приходилось использовать эффективные средства коммуникации. Благодаря Олегу и в интересах достижения значимого результата мне пришлось ломать свое предубеждение к современным информационным технологиям и усиленно их осваивать.
Тут можно упомянуть и методы работы в распределенной команде, которые также надо было оттачивать для достижения результата, способность мотивировать себя и других коллег на расстоянии, так же на расстоянии решать конфликты и т.п., но эту тему более подробно раскроет Александр Стома (прим. Также участник команды «ПК-Азарт»)(насколько я знаю, он разработал образовательный курс, посвященный этой теме).
В общем-то, началу прошлого сезона я уж было подумал, что задействовал для достижения результата все области знаний, которые могли пригодиться, но, как уже понял потом, — серьезно ошибался. Осознать это дала мне возможность принять участие в международном финале в Бухаресте.
Именно на международном финале мне очень не хватило знаний нескольких иностранных языков (вы удивитесь, но многие иностранцы не изъясняются на английском), я понял, что мне очень сложно наладить диалог с представителями других культур (так, например, очень сложно было найти контакт с индусами, хотя со стороны они выглядели очень милыми ребятами, но близко к себе не подпускали). Также в огромном дефиците у меня оказались знания по психологии и социологии, а также политике, которые — берусь утверждать — имейся они у меня или у других членов нашей команды, могли бы дать бесценные тысячные, а то и сотые к итоговому результату.
В общем, делаю вывод, что на протяжении уже четырех лет участия в соревновании под названием Global Management Challenge, я постоянно отыскиваю для себя необходимость совершенствования, приобретения новых знаний. И, что не менее важно, стимул к этому. Не будь GMC соревнованием, не разворачивайся тут жесточайшая конкуренция за победу, вряд ли бы я заставил себя тратить сотни часов в сезон на поиск нужной информации, на приобретение новых навыков.
И заметьте, я здесь ни слова не сказал о том, насколько симулятор приближен или не приближен к реальности. На мой взгляд, симулятор, как и любая модель, очень сильно упрощает эту самую реальность. Но по-другому и быть не может, ведь здесь важно быстрое получение обратной связи (результата) по поводу принятого решения. Как и при применении любой другой активной образовательной технологии. Суть GMC не в том, чтобы наиболее точно копировать деятельность реального предприятия. На мой взгляд, суть в том, чтобы пробуждать в человеке (игроке) желание и способность отыскивать лакуны в собственной компетентности и в короткие сроки ликвидировать их.
Что же касается изменений в симуляторе, то, думаю, они его не изменят принципиально. Я, конечно, не видел еще и десятка отчетов, и могу судить об этих изменения только на основании нового мануала. Да, увеличится количество параметров, влияющих на результат, да, изменится сам показатель определения победителя. Да, наверное, усилится влияние конкуренции в группе и много что еще, но — я уверен — основное не изменится. Не изменится требование со стороны симулятора к участникам быть азартными в достижении цели, быть наиболее подготовленными, обладать разнообразными знаниями и учиться по ходу соревнования. Так что по мне, так GMC был и останется образовательным инструментом, по силе образовательного эффекта с которым мало что сравнится.